Стёпа Михаил КузьмичМой дедушка, Стёпа Михаил Кузьмич, был фронтовиком. Кому-то может показаться странной такая смешная фамилия. А история появления этой фамилии тоже связана с военной порой. Дедушка был связистом служил в Прибалтике, (тогда он это называл одним непрерывным словом: «Латвиялитваэстония») Дедушке и его товарищам пришлось пробираться через Карельские леса и там их подстерегала опасность, которой многие из них недооценили.  А именно: энцефалитный клещ, от укуса которого многие из их отряда погибли. Дедушка попал в госпиталь, где чудом выжил. А когда пришло время отправляться на фронт, понадобилась выписка из госпиталя. Этим чиновничьим хозяйством заведовал армянин, который изменил непривычную его слуху фамилию Стёпин, на Стёпа (вероятно, вначале предполагалась фамилия Степанян). Затем на основании этой справки выдали и военный билет. Так и вышло, что все братья дедушки остались Стёпины и лишь Михаил Кузьмич с этого времени величался Стёпа.

Рассказывая о своей службе в Прибалтике, дедушка всегда упоминал о том, что приходилось держать практически двойную оборону: с одной стороны фашистские пули, а с другой в них целились представители, так называемого, «мирного населения», которое поддерживало нацистский режим. Так что, как бы нам сейчас и не больно слышать о том, что страны Балтики настроены агрессивно против нынешней России, уроки прошлого говорят о том, что так было и в годы Великой Отечественной войны.

Был один случай, который дедушка часто рассказывал своим дочерям. Этот курьез случился, когда Михаил со своим товарищем тянули поврежденный взрывами кабель. Погода была ужасная, настроение ей соответствовало, усталость, и недосыпания тоже сказались на крайней степени раздражительности. И когда в сумерках неподалёку остановилась машина и к ним направился какой-то человек в военной форме, пожав им руку, стал расспрашивать у них, как они поживают, как служба дается, какие жалобы у них, то в ответ сердобольный неизвестный услышал забористый нелитературный ответ в котором они и выразили свое отношение к трудностям военной службы. Незнакомец улыбнувшись, пожелал им удачи и вернулся к машине. Машина еще какое-то время оставалась на месте. А к дедушке и его другу подошел водитель, попросил закурить. Немного остыв, собеседники спросили, кого он в машине везет. На что услышали: «Да вы что! С луны свалились?! Это ж Жуков!»  Машина тронулась, оставив ошарашенных связистов позади. Вот такая встреча с великим полководцем была в жизни моего дедушки. Уже спустя годы, после смерти дедушки, в каком-то документальном фильме про маршала Жукова я услышала эту историю в исполнении самого Георгия Константиновича. С присущим ему юмором, просто и по доброму, великий полководец повествовал об этом эпизоде.

Можно много рассказывать о том, что нам повезло узнать от дедушки о его фронтовом прошлом, но еще больше мы не знаем, потому что  за повседневной чередой дел, не успели спросить, узнать, больше уделить времени общению. Сейчас, когда война на Украине обрела реальные очертания, льётся кровь, а фашизм поднимает свою голову, очень хочется чтобы реальные участники тех событий как можно больше оставили нам своих воспоминаний, своей мудрости, своего опыта.

 

 

Вакуленко Н.В.,
библиотекарь библиотеки-филиала № 2 СЦБС